Автор Тема: Приемы развивающие творческие способности  (Прочитано 6853 раз)

Федор

  • Moderator
  • Уровень 4
  • *****
  • Сообщений: 344
  • Карма: 0
Re: Приемы развивающие творческие способности
« Ответ #15 : Октябрь 12, 2016, 02:07:42 pm »
Принцип сфероидальности

а) перейти от прямолинейных частей к криволинейным, от плоских поверхностей к сферическим, от частей, выполненных в виде куба и параллелепипеда, к шаровым конструкциям;
б) использовать ролики, шарики, спирали;
в) перейти от прямолинейного движения к вращательному, использовать центробежную силу.


ИСТОЧНИК:
Х/ф «Темпл Грандин» ("Temple Grandin", США, 2010 г.)

СИТУАЦИЯ:
Американка Темпл Грандин, несмотря на диагноз «аутизм», успешно преодолела недостатки в развитии социальных навыков и стала одним из ведущих специалистов в сфере животноводства и проектирования оборудования для скота.

Еще в детстве Темпл написала школьный диплом, в котором освещались необычные подходы к изготовлению станков для домашнего скота. Ее разработки были направлены на гуманное обращение с животными, большинству которых была уготована печальная участь быть забитыми на бойне.

В те времена скот гнали к месту забоя по прямой линии; при этом животные видели, что ждет их впереди, испытывали сильнейший стресс, вели себя возбужденно. Это утяжеляло работу по забою скота и даже ухудшало качество мяса, поскольку в кровь возбужденных животных поступали вредные для человека вещества. Как усовершенствовать систему и обеспечить комфорт бедным животным?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Животные должны видеть, куда их ведут, чтобы беспрепятственно идти к месту бойни, и не должны видеть, куда их ведут, чтобы они были спокойны и чувствовали себя комфортно.

РЕШЕНИЕ:
Темпл Грандин предложила придать загонам для скота и коридорам, ведущим от места содержания к бойне, плавную изогнутую форму. Перемещаясь по широкой кривой, огороженной сплошным забором, животные вели себя спокойно. Такая система учитывала природную склонность скота двигаться по круговой траектории.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип сфероидальности:
а) перейти от прямолинейных частей объекта к криволинейным

КОММЕНТАРИЙ:
По авторским проектам, предложенным Темпл Грандин, в наши дни устроено большинство скотоводческих предприятий в США и Европе.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в животноводстве



Пример №2

ИСТОЧНИК:
Фантастический боевик «Обливион» ("Oblivion", США, 2013)

СИТУАЦИЯ:
Беговые дорожки давно пользуются заслуженной популярностью у любителей здорового образа жизни. Первые их образцы были механическими: бегуну нужно было самому толкать полотно дорожки, по которому он передвигался. Современные дорожки имеют электрический привод. Угол наклона полотна и темп движения можно регулировать, задавая нужный режим передвижения.

Беговое полотно традиционной беговой дорожки представляет собой широкую ленту, замкнутую в кольцо, которая вращается с заданной скоростью наподобие ленты конвейера или эскалатора. Но механизм, приводящий ленту в движение, достаточно сложен и капризен. Можно ли предложить иную конструкцию беговой дорожки, сохранив принцип бесконечного движения?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Полотно дорожки должно быть построено по принципу конвейерной ленты, чтобы обеспечить бесконечное движение, и полотно не должно быть построено по принципу конвейерной ленты, чтобы конструкция привода дорожки была более простой.

РЕШЕНИЕ:
В фантастическом фильме «Обливион» мы видим беговую дорожку, выполненную в форме «беличьего колеса». Колесо имеет высоту примерно в полтора человеческих роста, спортсмен во время передвижения находится внутри кольца. За короткое время показа эпизода, к сожалению, невозможно разобраться во всех подробностях конструкции.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип «наоборот»:
а) вместо действия, диктуемого условиями задачи, осуществить обратное действие
в) перевернуть объект «вверх ногами», вывернуть его
*Принцип сфероидальности:
а) перейти от прямолинейных частей объекта к криволинейным, от плоских поверхностей к сферическим

КОММЕНТАРИЙ:
Описанная конструкция смотрится достаточно необычно и оригинально, но можно ли считать ее шагом вперед в развитии беговой дорожки? «Беличье колесо» имеет значительные размеры, а потому плохо согласуется с законом повышения степени идеальности систем. В углу обычной жилой комнаты такую установку не пристроишь. Ко всему прочему, при данном типе конструкции сложнее разместить перед бегуном органы управления дорожкой. Похоже, что мысль конструктора или режиссера фильма работала лишь над тем, чтобы создать визуальный образ будущего, отличный от современности, не заботясь о том, насколько решение соответствует закономерностям развития техники.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в спорте



пример №3

ИСТОЧНИК:
Журнал «НТО», 1972, №1.

СИТУАЦИЯ:
Во время налета гангстеров на один из баров в Калифорнии повар Хосе Барриос получил огнестрельное ранение в голову. Хирурги впоследствии извлекли пулю, но в мозговой ткани остался кусочек свинца. Когда повар вернулся после лечения на кухню, у него начались головные боли.

Рентген показал, что осколок под действием собственной тяжести перемещается из верхней части мозга в нижнюю. Он вполне мог застрять в канале, соединяющем две части мозга, и тогда почти неминуемо наступили бы очень неприятные последствия. Удалить осколок хирургическим способом не представлялось возможным. Для успеха достаточно было бы заставить осколок переместиться в периферийную часть верхней камеры мозга. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Осколок должен сам переместиться в верхнюю камеру мозга, чтобы освободить канал, и не должен сам переместиться, потому что на него действует сила тяжести.

РЕШЕНИЕ:
Один из хирургов предложил воспользоваться центрифугой, применяемой для подготовки астронавтов. Пациент в течение двадцати секунд подвергся воздействию перегрузок в 6 «g». Способ помог: кусочек свинца под действием центробежной силы переместился вглубь верхней камеры мозга и прочно застрял в ее оболочке.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип антивеса:
б) компенсировать вес объекта взаимодействием со средой (за счет аэро-, гидродинамических и других сил)
*Принцип сфероидальности:
в) перейти от прямолинейного движения к вращательному, использовать центробежную силу

КОММЕНТАРИЙ:
Медики убедились, что такое положение осколка не может повредить нормальной жизнедеятельности пациента, но ради предосторожности Хосе Барриосу было предписано периодически проходить обследование с помощью рентгена. Так центрифуга, предназначенная для нужд космонавтики, оказала услугу нейрохирургии.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в медицине

Федор

  • Moderator
  • Уровень 4
  • *****
  • Сообщений: 344
  • Карма: 0
Re: Приемы развивающие творческие способности
« Ответ #16 : Декабрь 10, 2016, 10:53:51 am »
Принцип динамичности

а) характеристики объекта (или внешней среды) должны меняться так, чтобы быть оптимальными на каждом этапе работы;
б) разделить объект на части, способные перемещаться относительно друг друга;
в) если объект в целом неподвижен, сделать его подвижным, перемещающимся.


ИСТОЧНИК:
Альтшуллер Г.С. Основы изобретательства. – Воронеж, 1964. – с.126-127.

СИТУАЦИЯ:
Работа инкассатора всегда сопряжена с опасностью. Время от времени перевозчики денежных средств подвергаются нападениям со стороны грабителей, которым иногда удается осуществить свой дерзкий замысел и бежать, завладев инкассаторской сумкой. Как помешать преступнику свободно скрыться с добычей?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Сумка инкассатора должна быть маленькой (компактной), чтобы ее было удобно транспортировать, и сумка должна быть большой, чтобы злоумышленник не смог ее свободно умыкнуть от полиции.

РЕШЕНИЕ:
«В Англии, например, создан чемодан для инкассаторов. В случае нападения грабителей инкассатор с помощью несложного устройства выдвигает из чемодана металлические палки. Габариты резко увеличиваются – в таком виде чемодан нельзя внести в автомобиль и, следовательно, быстро скрыться от полиции…»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Разделение противоречивых свойств во времени
Принцип динамичности
а) характеристики объекта (или внешней среды) должны меняться так, чтобы быть оптимальными на каждом этапе работы

КОММЕНТАРИЙ:
В книге Г. Альтшуллера «Основы изобретательства» использованный прием называется так:

28. Изменять объем при переводе объекта в рабочее положение

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в правоохранительной деятельности
ТРИЗ в системах безопасности



Пример№2

Авт. свид. СССР № 317390. Ласта плавательная резиновая, отличающаяся тем, что с целью обеспечения регулирования жесткости ее рабочей лопасти для различных по скорости и длительности плавания режимов она имеет внутренние продольные полости, весь объем которых заполнен инертной несжимаемой жидкостью, статическое давление которой, по необходимости, изменяется на берегу или под водой.



Пример№3.

Патент СССР № 174748. Автомобиль с шарнирно соединенными секциями рамы, которые могут поворачиваться при помощи гидроцилиндров. Такой автомобиль обладает повышенной проходимостью.

Пример №4.

Авт. свид. СССР № 162580. Способ изготовления полых кабелей с каналами, образованными трубками, скрученными с токоведущими жилами, с предварительным заполнением трубок веществом, удаляемым из них после изготовления кабеля. Чтобы упростить технологию, в качестве заполняющего вещества применяют парафин, который после изготовления кабеля расплавляют и выливают из трубок.

Федор

  • Moderator
  • Уровень 4
  • *****
  • Сообщений: 344
  • Карма: 0
Re: Приемы развивающие творческие способности
« Ответ #17 : Январь 03, 2017, 08:14:46 pm »
Принцип частичного или избыточного действия

Если трудно получить 100% требуемого эффекта, надо получить “чуть меньше” или “чуть больше” — задача при этом существенно упростится.

пример №1

ИСТОЧНИК:
Тимохов В., «Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ»

СИТУАЦИЯ:
«Вылупившиеся цыплята бестолковы, постоянно суетятся в поисках корма и питья. Конечно, забавно смотреть за суетящимися пушистыми комочками, но при работе птицеводческого комбината эта неорганизованность оборачивается потерей веса птицы. Как — почти сразу — в отсутствии мамы-курицы научить цыплят есть и пить?»

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Курица должна быть, чтобы научить цыплят есть и пить, и не должна быть, потому что это экономически невыгодно.

РЕШЕНИЕ:
Предложено к цыплятам подсаживать 2-6 суточного цыпленка с выработанным рефлексом на пищу и воду.
Авторское свидетельство № 1214041.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Прием «посредник»
Прием «сделать чуть меньше требуемого»

КОММЕНТАРИЙ:
Имитация (подражание) - научение, происходящее в результате буквального копирования поведения объекта, являющегося образцом для подражания.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в этологии (наука о поведении животных)


пример № 2

ИСТОЧНИК:
Виктор Суворов, «Аквариум»

СИТУАЦИЯ:
«…Устав ГРУ (Главного Разведывательного Управления Министерства обороны СССР – С.М.) категорически запрещает объявлять одним офицерам что-либо о работе других, будь то успехи или провалы. Навигаторы (руководители резидентур – С.М.) устав свято соблюдают. Понимают, что никто не должен знать больше, чем положено для выполнения своих функций. Но как же тогда поддерживать атмосферу жестокой конкуренции внутри тайной организации?..»

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Информация об успехе сотрудника должна быть доведена до личного состава резидентуры, чтобы поддерживать дух конкуренции, и не должна быть доведена, поскольку это запрещает устав.

РЕШЕНИЕ:
«…И потому выдумывают командиры всяческие хитрости, чтобы устав обойти и продемонстрировать всей своре свое персональное расположение к одним и неудовольствие к другим. Находят командиры эти пути.

В моем случае - сразу вслед за мной по коридору продефилировал шестой шифровальщик в белых перчатках с серебряным запотевшим ведерком и бутылкой шампанского в нем.

Ведерко со льдом да накрахмаленные салфетки братия дружным гулом одобрения встретила: лихо Батя устав обходит! А Витька Суворов, прохвост, эвон на какие высоты взлетел. На форсаже вверх идет…»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Прием «сделать чуть меньше требуемого»

КОММЕНТАРИЙ:
Нехитрое, но элегантное решение социально-технической задачи.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в разведке
ТРИЗ в управлении



пример № 3

ИСТОЧНИК:
Жюль Верн, «Таинственный остров», роман
Х/ф «Таинственный остров капитана Немо» (Испания, Франция, Италия, Камерун, 1973)

СИТУАЦИЯ:
В Карточке №355 «Укрощение огня» описан способ добывания огня, которым пользовались первобытные люди. Но вот героям романа Жюля Верна «Таинственный остров» добыть огонь трением друг о друга кусков дерева не удалось, несмотря на все старания. Выйти из затруднительного положения помогли знания и находчивость инженера Сайреса Смита. Вот как описывает это Ж. Верн:

«…Сайрес Смит показал прибор, сыгравший роль увеличительного стекла. Он просто-напросто воспользовался двумя выпуклыми стеклами от карманных часов - своих собственных и Гедеона Спилета. Налив в стекла воды, он сложил их и слепил края глиной. У него получилось двояковыпуклое зажигательное стекло; поймав в его фокусе пучок солнечных лучей, он направил их на горсточку сухого мха, и мох воспламенился…»

Казалось бы, все предельно просто. Но возникают сомнения в практической осуществимости идеи инженера Смита: вы попробуйте налить в стекла воду и сложить их, чтобы вода при этом не вылилась. Скорее всего, ничего не выйдет. Таким способом можно заполнить внутреннее пространство между стеклами лишь наполовину, что вряд ли сделает составное стекло увеличительным. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Стекла от часов должны быть заполнены водой полностью, чтобы получить увеличительное стекло, и они не должны быть заполнены водой полностью, поскольку соединить заполненные стекла, не пролив воду, невозможно.

РЕШЕНИЕ:
Один из вариантов решения подробно продемонстрирован в фильме «Таинственный остров капитана Немо». Инженер Смит сложил два пустых стекла, предварительно вставив внутрь две полых соломинки, чтобы их концы торчали наружу. Затем он аккуратно обмазал совмещенные края стекол древесной смолой и поместил конструкцию в воду, чтобы короткая соломинка оставалась под водой, а длинная – над ее поверхностью. Через несколько минут вода целиком заполнила пространство между двумя стеклами. Оставалось вынуть соломинки и замазать смолой крошечные отверстия.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «посредника»
Принцип предварительного исполнения
Принцип частичного или избыточного действия
Принцип «применение композиционных материалов»

КОММЕНТАРИЙ:
В принципе, теоретически возможен и другой способ: соединить два стекла под водой и там же, в жидкой внешней среде, склеить их между собой. Неясно, впрочем, как будет вести себя в воде глина или древесная смола, а вот залепить края стекол обычным пластилином, видимо, получилось бы.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ – детям



пример № 4

СИТУАЦИЯ:
В современном мире, обрушивающем на нас волны самой разнообразной информации, особое значение приобретает качество и прочность запоминания материала, с которым приходится иметь дело. Известны разнообразные способы и приемы запоминания, так называемые мнемотехнические правила. Главное в их освоении – не забыть, как ими пользоваться… Существуют ли более простые способы повысить эффективность памяти, в основе которых лежат врожденные психологические особенности человека?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Специальный прием должен быть, чтобы повысить эффективность запоминания, и такого приема быть не должно, чтобы сохранить идеальность способа запоминания.

РЕШЕНИЕ:
Существует закономерность, выявленная советским психологом Блюмой Вульфовной Зейгарник, согласно которой эффективность запоминания материала зависит от степени завершенности действия. Иными словами, мы лучше всего запоминаем ту информацию, которая связана с действием, оставшимся незаконченным.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Психологический эффект
Принцип предварительного напряжения
Принцип частичного или избыточного действия

КОММЕНТАРИЙ:
Эффект Зейгарник можно использовать в практике обучения, особенно в условиях низкой мотивации обучающихся к выполнению определенных заданий. Предлагая ученикам домашнее задание, рассмотрите первые шаги его решения и остановитесь на этом. Незавершенное действие создаст своеобразное внутреннее напряжение, заставляющее человека самостоятельно вернуться к выполнению задания.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в психологии
ТРИЗ в педагогике



Федор

  • Moderator
  • Уровень 4
  • *****
  • Сообщений: 344
  • Карма: 0
Re: Приемы развивающие творческие способности
« Ответ #18 : Февраль 16, 2017, 10:32:16 am »
Принцип перехода в другое измерение

а) трудности, связанные с движением (или размещением) объекта по линии, устраняются, если объект приобретает возможность перемещаться в двух измерениях (т. е. на плоскости). Соответственно задачи, связанные с движением (или размещением) объектов в одной плоскости, устраняются при переходе к пространству в трех измерениях;
б) использовать многоэтажную компоновку объектов вместо одноэтажной;
в) наклонить объект или положить его “на бок”;
г) использовать обратную сторону данной площади;
д) использовать оптические потоки, падающие на соседнюю площадь или обратную сторону имеющейся площади.


пример №1

ИСТОЧНИК:
Злотин Б.Л., Зусман А.В., «Решение исследовательских задач» (электронное издание)

СИТУАЦИЯ:
Чтобы муть опустилась на дно пробирки, требуется длительное время – несколько часов. Для ускорения этого процесса в лабораториях используют активаторы или специальные центрифуги. Но однажды изобретатель Мартьянов показал, что осаждение может произойти очень быстро. Он взял пробирку с жидкостью в руки, отвернулся, что-то проделал с ней, после чего продемонстрировал, что муть осела на дно пробирки. Как ему удалось ускорить медленный процесс?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Уровень жидкости в пробирке должен быть маленьким, чтобы осадок выпал быстро, и уровень жидкости должен быть большим, потому что таково условие задачи.

РЕШЕНИЕ:
Изобретатель перевернул пробирку в горизонтальное положение. Уровень жидкости в сосуде стал очень маленьким. Муть быстро опустилась до находившейся снизу стенки. Оставалось осторожно вернуть пробирку в вертикальное положение, чтобы муть скатилась по стенке на дно.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип перехода в другое измерение:
в) наклонить объект или положить его «набок»

КОММЕНТАРИЙ:
Время осаждения мути зависит от скорости осаждения, которую мы изменить не можем (она определяется свойствами жидкости и частиц мути), а также от расстояния, которое частицы должны пройти от поверхности жидкости до дна пробирки. Этим параметром экспериментатор в определенной степени мог управлять.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в исследовательских задачах



пример № 2
 
ИСТОЧНИК:
Чутко И.Э. Мост через время. – М.: Политиздат, 1989. – С. 116.

СИТУАЦИЯ:
Из беседы И. Чутко со знаменитым советским авиаконструктором Р.Л. Бартини:

«Видел я, кажется, в «Литературке» юмористическую серию рисунков, вроде серий Бидструпа. Человечек на картинке; он оживает и хочет выйти на «свободу». Бежит направо – ударяется в правый край, в раму. Налево – а там левый край. Бросается вниз, прыгает вверх – везде края, граница…»

Художнику необходимо изобразить в юмористической форме, что персонаж находит выход за пределы своего тесного воображаемого мира, ограниченного краями листа. Как это сделать?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Лист должен иметь границы, потому что это ограниченный в пространстве физический объект, и лист не должен иметь границ, чтобы нарисованный человечек мог вырваться за пределы жестких физических рамок.

РЕШЕНИЕ:
«Человечек растерян, задумывается и вдруг хлопает себя по лбу: нашел! И – уходит в глубину...»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип перехода в другое измерение:
а) ...Задачи, связанные с движением (или размещением) объектов в одной плоскости, упрощаются при переходе к пространству трех измерений

КОММЕНТАРИЙ:
Роберт Бартини разрабатывал совершенные по своей конструкции самолеты. А в свободное время занимался поиском мировых констант и разрабатывал многомерную концепцию физического мира. Вот еще кое-что из рассуждений Бартини:

«...– Представьте себе, что вы сидите в кино, где на плоском экране перед вами плоские тени изображают чью-то жизнь. И, если фильм хороший, вы забываете, что это всего лишь плоские тени на плоском экране: вам начинает казаться, что это – целый мир, настоящая жизнь.

А теперь представьте себе, что в зал входит, знаете, женщина с палочкой – фея, дотрагивается палочкой до экрана, и мир на нем вдруг оживает. Что тени людей вдруг увидели себя и все свое плоское окружение. Но, оставаясь на экране, они видят это, как муха видит портрет, по которому ползет: сперва, допустим, нос, потом щеку, ухо… И для них это в порядке вещей. Другого мира они не видят, не знают и даже не задумываются, что он может существовать…

Но вы-то, сидящий в зале, вы знаете, что мир – другой! Что он не плоский, а объемный, что в нем не два измерения – ширина и высота, а три: еще и глубина.

 Только почему вы уверены, что мир именно такой – трехмерный? Это для вас очевидно? Другое – абсурд? А для «экранных людей», которые вас не видят и не подозревают о вашем существовании, глубина – абсурд. Так что очевидность – далеко еще не доказательство, и это хорошо знают художники …»

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в художественных системах


пример № 3

СИТУАЦИЯ:
При проектировании первой операционной системы компьютера, в которой предполагалось использовать курсор «мышки», оказалось, что низкое разрешение дисплеев начала 80-х годов прошлого века не дает возможности сделать из пикселов компактный курсор, направленный вертикально вверх.

Пиксел представляет по сути своей маленький квадратик. Верхнее ребро его хоть и мало, но все же имеет длину. А хотелось бы, чтобы указательная часть стрелки была заостренной. Чтобы сконструировать идеальный по форме и «правильный» курсор, требовалось увеличить его размер, а это нежелательно. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Кончик курсора должен быть плоским, потому что таким является верхнее ребро пиксела, и он должен быть острым, чтобы вся стрелка-указатель была заостренной.

РЕШЕНИЕ:
Конструкторы операционной системы не стали увеличивать размер указателя, а просто повернули его чуть влево, чтобы одна из граней стрелки была вертикальной, а вторая располагалась под углом 45 градусов. Левый верхний угол квадратика-пиксела стал заостренной вершиной указателя. Правая (наклонная) грань стрелки, конечно, при этом осталась ребристой и ступенчатой, но на «указательные» свойства курсора это практически не влияет.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип местного качества:
в) каждая часть объекта должна находиться в условиях, наиболее соответствующих ее работе
*Принцип перехода в другое измерение:
в) наклонить объект или положить «набок»

КОММЕНТАРИЙ:
Возможно, что каждый пользователь компьютера хоть раз задавался вопросом, почему курсор на экране имеет слегка наклонный вид. Оказывается, это привычное сегодня для всех положение стрелки позволило сделать ее по-настоящему острой.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в компьютерных технологиях


пример № 4

ИСТОЧНИК:
Личная картотека Сергея  Маркова

СИТУАЦИЯ:
Пожилой учитель усердно готовился к завтрашнему занятию с учениками, когда к нему подошла пятилетняя внучка и стала уговаривать его почитать с ней книжку. Погруженный в глобальные раздумья о воспитании подрастающего поколения, дедушка попросил девочку не приставать к нему с подобными мелкими вопросами. Но внучка не унималась. Тогда учитель предложил ей выполнить «небольшое» задание.

Он вырвал из оказавшегося под рукой журнала карту мира, разорвал лист на несколько частей и пообещал внучке непременно почитать с ней книжку, но только после того как девочка сложит карту. Обрадованная девочка ушла в свою комнату складывать мозаику, а дед справедливо решил, что получил возможность еще несколько часов без помех заниматься своими делами.

Однако не прошло и десяти минут, как внучка прибежала к нему, с гордостью неся перед собой полностью сложенную карту мира, обрывки которой были скреплены скотчем. Изумленный педагог не мог и представить себе, что такая трудновыполнимая даже для взрослого человека задача оказалась под силу ребенку, не умеющему толком читать. Как же девочке удалось справиться с головоломкой?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Девочка должна сложить карту из обрывков, поскольку уже продемонстрировала дедушке свое умение, и не должна сложить карту, потому что для нее эта задача пока невыполнима.

РЕШЕНИЕ:
На вопрос, как ей это удалось, девочка бесхитростно ответила, что увидела на обороте разорванной на части страницы лицо человека. Восстановить картинку с таким изображением для ребенка не составило большого труда. После того как девочка сложила фрагменты человеческого лица, карта мира на обороте листа восстановилась сама собой. Труднее всего было справиться со скотчем, который никак не хотел слушаться…

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Мобилизация вещественно-полевых ресурсов
Принцип «наоборот»
Принцип перехода в другое измерение (использовать обратную сторону данной площади)

КОММЕНТАРИЙ:
В итоге все остались довольны. Девочка – тем, что наконец-то прослушала обещанную книжку, прочитанную дедушкой. Дедушка – тем, что получил пищу для размышления и наглядный урок, который был ему преподан внучкой.

КАТЕГОРИЯ:
Задача на обнаружение



Федор

  • Moderator
  • Уровень 4
  • *****
  • Сообщений: 344
  • Карма: 0
Re: Приемы развивающие творческие способности
« Ответ #19 : Декабрь 29, 2017, 09:35:11 pm »
Принцип использования механических колебаний

а) привести объект в колебательное движение;
б) если такое движение уже совершается, увеличить его частоту (вплоть до ультразвуковой);
в) использовать резонансную частоту;
г) применить вместо механических вибраторов пьезовибраторы;
д) использовать ультразвуковые колебания в сочетании с электромагнитными полями.


пример №1 из блога Сергея Маркова

ИСТОЧНИК:
*Статья в интернете

СИТУАЦИЯ:
Владельцы британских супермаркетов давно озаботились проблемой борьбы с мелкими кражами, хулиганством и вандализмом со стороны подростков. Для крупных магазинов такая публика – нежелательные персоны. Замечено: когда вокруг нет подростков, солидные покупатели чувствуют себя более комфортно и активнее совершают покупки. Как же отвадить праздно шатающихся молодых людей от супермаркетов?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Запрет на посещение супермаркетов подростками должен быть, чтобы они обходили магазин стороной, и такого ограничения быть не должно, поскольку прямой запрет будет откровенным нарушением гражданских свобод.

РЕШЕНИЕ:
Бороться с неадекватной молодежью помогло ультразвуковое устройство для отпугивания детей и подростков. Прибор издает высокочастотный писк, который в подавляющем большинстве случаев не слышат люди старше 25 лет. Дело в том, что диапазон слышимых звуковых частот с возрастом у человека становится более узким. Поэтому писк отпугивает только тех, кто по своему возрасту восприимчив именно к таким звуковым частотам.

Прибор ультразвуковой защиты стоит около 500 фунтов, радиус его действия составляет 15-20 метров. Те предприниматели, которые используют данное приспособление, отмечают резкое снижение количества краж и противоправных действий со стороны подростков.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип вынесения:
а) отделить от объекта «мешающую» часть («мешающее» свойство) или, наоборот, выделить единственно нужную часть или нужное свойство
*Принцип «использование механических колебаний»:
а) привести объект в колебательное движение
б) если такое движение уже совершается – увеличить его частоту (вплоть до ультразвуковой)

КОММЕНТАРИЙ:
К подобным системам давно присматриваются и представители правоохранительных органов, ведь им время от времени приходится разгонять молодежные акции протеста.

Впрочем, возрастные особенности восприятия звуковых колебаний стали с пользой для себя применять и сами подростки. Установив на свои телефоны особый рингтон, они могут принимать смс-сообщения, не опасаясь, что взрослый учитель услышит звуковой сигнал.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в системах безопасности

пример № 2

ИСТОЧНИК: 
Зайцев Г.Н., Федюкин В.К., Атрошенко С.А. История техники и технологий. – СПб.: Политехника, 2007. – С. 47-48.

СИТУАЦИЯ:
Уже в глубокой древности для разрушения крепостных стен использовались катапульты. Снарядами для них служили массивные камни или бочонки с горящей смолой. В этих метательных машинах в качестве движителя использовалась упругая сила канатов, которые изготовляли из волос и жил буйволов. Чтобы снаряд летел точно к цели, в момент производства выстрела обе ветви каната должны быть натянуты равномерно. Как удавалось этого добиться воинам, обслуживавшим орудие?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Измеритель натяжения ветвей каната должен быть, чтобы обеспечить равномерность натяжения, и такого измерителя быть не должно, чтобы не усложнять систему.

РЕШЕНИЕ:
«При закручивании каната перед броском обе его ветви настраивались по слуху на один тон».

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Стандарт 4.2.1. Синтез измерительного веполя
Если невепольная система плохо поддается обнаружению или измерению, задачу решают, достраивая простой или двойной веполь с полем на выходе
*Принцип «Использование механических колебаний»:
а) привести объект в колебательное движение

КОММЕНТАРИЙ:
Один из вариантов задачи на измерение, причем в данном случае требуется измерить (сравнить) степень натяжения канатов. Даны два вещества – две натянутых до предела ветви каната. Остается подобрать подходящее сигнальное поле. Выход был найден в применении акустического поля: надо извлечь из канатов звук – будто это струны музыкального инструмента. Если ветви каната натянуты с одинаковой силой, они и звучать будут одинаково.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в военном деле


пример № 3

ИСТОЧНИК:
Пантелеев А., «Две лягушки»

СИТУАЦИЯ:
Как-то забрались две лягушки в погреб, стали там играть и прыгать. Прыгали, прыгали и нечаянно свалились в горшок со сметаной. И стали тонуть. Тогда они стали барахтаться, стали плавать. Но у этого глиняного горшка были очень высокие скользкие стенки. И лягушкам оттуда никак не выбраться.

Та лягушка, что была лентяйкой, поплавала немного, побарахталась и думает: «Все равно мне отсюда не выбраться. Зачем же я буду напрасно барахтаться? Только мучиться зря. Уж лучше я сразу утону». Подумала она так, перестала барахтаться – и утонула.

А вторая лягушка – была не такая. Та думает: «Нет, братцы, утонуть я всегда успею. Это от меня не уйдет. А лучше я еще побарахтаюсь, еще поплаваю. Кто его знает, может быть, у меня что-нибудь и выйдет». Но только – нет, ничего не выходит. Как ни плавай – далеко не уплывешь. Горшок маленький, стенки скользкие – не вылезти лягушке из сметаны…

Как быть лягушке?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Дно должно быть расположено высоко, чтобы лягушка могла выбраться из горшка, и не должно  быть расположено высоко – по условию.

РЕШЕНИЕ:
«…И вот из последних сил борется наша храбрая лягушка со своей лягушачьей смертью. Уж вот она и память стала терять. Уж вот захлебнулась. Уж вот ее ко дну тянет. А она и тут не сдается. Знай себе, лапками работает. Дрыгает лапками и думает: «Нет! Не сдамся! Шалишь, лягушачья смерть...»

И вдруг – что такое? Вдруг чувствует наша лягушка, что под ногами у нее уже не сметана, а что-то твердое, что-то такое крепкое, надежное, вроде земли. Удивилась лягушка, посмотрела и видит: никакой сметаны в горшке уже нет, а стоит она, лягушка, на комке масла.

«Что такое?– думает лягушка. – Откуда взялось здесь масло?»

Удивилась она, а потом догадалась: ведь это она сама лапками своими из жидкой сметаны твердое масло сбила.

«Ну вот,– думает лягушка, – значит, я хорошо сделала, что сразу не утонула».

Подумала она так, выпрыгнула из горшка, отдохнула и поскакала к себе домой, в лес.

А вторая лягушка осталась в горшке. И никогда уж она, голубушка, больше не видела белого света, и никогда не прыгала, и никогда не квакала…»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «использование механических колебаний»
Принцип «изменение физико-химических параметров объекта»

КОММЕНТАРИЙ:
«Даже если тебя съели, у тебя всегда есть два выхода» (с)

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ – детям


Пример 4.

Авт. свид. СССР № 220380. Способ вибродуговой наплавки и сварки деталей под слоем флюса с низкочастотными колебаниями электрода, отличающийся тем, что с целью повышения качества наплавленного металла на низкочастотные колебания электрода накладывают высокочастотные ультразвуковые колебания порядка, например, 20 кгц.

Пример 5.

Авт. свид. СССР № 307896. Способ безопилочного резания древесины при помощи изменяющего свои геометрические размеры режущего инструмента, отличающийся тем, что с целью снижения усилия внедрения инструмента в древесину резание осуществляют инструментом, частота пульсации которого близка к собственной частоте колебаний перерезаемой древесины.

Пример 6.

Патент США № 3239283. Трение покоя резко снижает чувствительность тонких приборов, мешает стрелкам, маятникам и другим подвижным частям легко поворачиваться в подшипниках. Чтобы избежать этого, подшипники заставляют вибрировать, и элементы прибора все время совершают осциллирующие движения относительно друг друга. В качестве источника вибрации обычно используют электромотор. При этом кинематика прибора существенно усложняется, а вес увеличивается. Американские изобретатели Джон Броз и Вильям Лаубендорфер разработали конструкцию подшипника, в котором втулки выполняются из пьезоэлектрического материала, и с обеих сторон покрываются тонкой электропроводной фольгой. К фольге припаиваются электроды, по которым подводится переменный ток, создающий вибрацию.

Пример 7.

Авт. свид. СССР № 244272. Способ осаждения пыли с использованием магнитного поля, отличающийся тем, что... воздух подвергают одновременному воздействию акустического и магнитного полей.



Федор

  • Moderator
  • Уровень 4
  • *****
  • Сообщений: 344
  • Карма: 0
Re: Приемы развивающие творческие способности
« Ответ #20 : Ноябрь 19, 2018, 11:28:22 am »
 Принцип периодического действия:

а) перейти от непрерывного действия к периодическому (импульсному) ;
б) если действие уже осуществляется периодически, изменить периодичность;
в) использовать паузы между импульсами для другого действия.

 
Пример №1 из блога Сергея Маркова

ИСТОЧНИК:
Джек Лондон, «Мартин Иден», роман

СИТУАЦИЯ:
Мартин Иден – обычный работяга, бывший моряк, вышедший из самых низов буржуазного общества. Случайно познакомившись с девушкой из состоятельной семьи, Мартин решает любым путем достичь успеха, стать своим в высшем свете и тем самым добиться расположения избранницы.

Осуществлять свои планы молодой человек начинает с самообразования, твердо решив поскорее стать высокооплачиваемым писателем. Для этого ему необходимо в совершенстве освоить родную английскую речь. Нелегкое задание для человека, который пока еще с трудом может связно выразить свои мысли и не знает значений многих слов. Как ускорить овладение языком, если кроме самообразования приходится регулярно отвлекаться на различные бытовые дела, а на счету каждая минута?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Списки с заучиваемыми словами должны все время быть перед глазами, чтобы быстро их выучить, и не должны постоянно быть перед глазами, потому что надо часто отвлекаться на быт.

РЕШЕНИЕ:
Мартин Иден повсюду в квартире поместил листки с выписанными на них словами, их значениями и правильным произношением. Такие шпаргалки были прикреплены к зеркалу, чтобы учить слова, бреясь, причесываясь или одеваясь, а также к кухонной стене возле керосиновой лампы – чтобы осваивать язык во время приготовления пищи или мытья посуды. Списки регулярно обновлялись, каждое встретившееся ему новое слово Мартин выписывал, чтобы затем прикрепить к зеркалу или стене.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип периодического действия:
в) использовать паузы между действиями для другого действия
*Принцип непрерывности полезного действия:
б) устранить холостые и промежуточные ходы

КОММЕНТАРИЙ:
Человеку, активно занимающемуся творчеством, приходится изыскивать резервы времени, которого постоянно не хватает. Очень часто многие полезные действия, например, освоение иностранного языка, можно совмещать с выполнением повседневных рутинных операций. Для начала достаточно прикрепить к обычным бытовым предметам самоклеящиеся бумажки с обозначающими эти предметы иностранными словами.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в обучении
Жизненная стратегия творческой личности

пример№2
Авт. свид. СССР № 267772. Известен способ исследования процесса дуговой сварки с использованием дополнительного осветителя. Однако при дополнительном освещении наряду с улучшением видимости твердого и жидкого материала, находящегося в области дуги, ухудшается видимость плазменно-газовой фазы столба дуги (явное техническое противоречие!). Предложенный способ отличается тем, что яркость дополнительного осветителя периодически изменяют от нуля до величины, превышающей яркость дуги. Это позволяет совместить наблюдение как за самой дугой, так и за процессом плавления электрода и переноса металла.

пример №3
Авт. свид. СССР № 302622. Способ контроля исправности термопары путем подогрева ее и проверки наличия в цепи э.д.с., отличающийся тем, что с целью уменьшения времени контроля нагревают термопару периодическими импульсами тока, а в промежутки времени между импульсами проверяют наличие термо-э.д.с.

 

MUROM.ru